ЛФК при инсульте

Инсульт – опаснейшее заболевание, связанное с нарушением мозгового кровообращения, которое является одной из наиболее распространённых причин смерти. Различают два вида патологии: геморрагический инсульт, представляющий собой излияние крови в вещество мозга или под его оболочки, и ишемический инсульт, также именуемый инфарктом мозга. Во втором случае наблюдается острое нарушение работы мозга вследствие повреждения его тканей – кровь перестаёт поставляться в поражённый отдел, что со временем приводит к его размягчению. Результатом инфаркта мозга становится гибель нейронных клеток.

К сожалению, достаточно часто инсульт приводит к самым печальным последствиям – различным видам парезов и параличей, инвалидности, частичной или полной потери трудоспособности вплоть до утраты навыков самообслуживания. Достаточно большой шанс исправить ситуацию даёт правильная реабилитационная терапия, которая начинается после первичного оказания помощи пациенту в реанимации. Она в обязательном порядке включается ЛФК (лечебную физкультуру), которая проводится только по рекомендациям врача-невропатолога и под контролем врача ЛФК или инструктора-методиста по ЛФК.

Какие задачи ставит ЛФК при инсульте?

Основное назначение любого комплекса лечебной физкультуры – восстановление двигательной активности, укрепление мышц, улучшение кровообращения, а также активизация естественных восстановительных процессов в организме. Задача ЛФК при инсульте несколько усложняется, если речь идёт о лежачем больном. На начальной стадии его реабилитации возможно осуществление пассивных упражнений – то есть движение осуществляется с посторонней помощью. В следующие периоды осуществляется переход к упражнениям в сидячем и стоячем положении. В последнем случае первостепенной задачей является восстановление навыков хождения и самообслуживания.

Среди других задач ЛФК при инсульте следует упомянуть:

• профилактику пролежней, застоев, атрофии мышц;
  • повышение тонуса в группах мышц, где наблюдается парез или паралич с его снижением;
  • уменьшение тонуса в мышцах, где он повышен патологически при спастическом парезе или параличе;
  • улучшение обменных процессов во всех тканях организма;
  • предупреждение контрактур и т.д.

Наибольшую эффективность доказала лечебная физкультура в сочетании с медикаментозным лечением и другими методами физиотерапии. В частности, отличное профилактическое действие оказывает лечебный массаж, призванный улучшить кровообращение и активизировать метаболизм.

Этапы и проведение ЛФК при инсульте

При успешном исходе первичной реабилитации после инсульта занятия ЛФК назначаются уже в первые дни лечения. В этот период инструктор-методист выполняет поочерёдные движения конечностей пациента, которые сочетаются с лечебным массажем. Постепенно происходит переход от пассивных к активным движениям. Упражнения имеют свои особенности, которые позволяют быстрее осуществить поставленные задачи ЛФК при инсульте:

• все движения выполняются максимально плавно;
  • специфические лечебные упражнения чередуются с общеукрепляющими, профилактическими;
  • комплекс ЛФК при инсульте предполагает многократные повторения упражнений и регулярные сеансы – по нескольку раз в день;
  • важным моментом является позитивный настрой пациент во время занятия.

В нашей клинике сеансы лечебной физкультуры при инсульте проводятся под контролем специалистов с многолетним опытом работы, которые учтут все особенности состояния пациента и наличие у него противопоказаний.